Asset Publisher

Игры детей во дворе

Многие родители проявляют  большую заинтересованность  в том, чтобы увеличить долю активных ежедневных движений в режиме дня детей, дать им интересный хороший отдых. Порой родители, заботясь о полноценном отдыхе детей, являются организаторами спортивных кружков, секций, походов за город.

 

Для организации активного отдыха детей родителям надо знать подвижные игры, познакомится с содержанием и правилами их проведения с тем, чтобы научить ребят правильным действиям, чтобы они испытывали радость от выполнения заданий.

Дети, особенно младшего возраста (2-3 лет), играя, нуждаются в непосредственной помощи взрослых. Малышу легче всего овладеть движением, играя с взрослым, который в это время учит его ловить мяч, пролезать через обруч и т.п. В играх детей  4-5 лет используются более разнообразные движения, расширяющие их двигательный опыт (игры с мячом у стенки, прыжки из обруча в обруч, разнообразные ловишки).

Руководя играми детей, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребят, возраст, степень их двигательной активности, уровень двигательных умений. Одни дети по собственной инициативе много двигаются, любят игры с активными движениями, соревнованием, иногда они перевозбуждаются, излишне утомляются. Другие ребята  и на прогулке предпочитают спокойные и малоподвижные  игры, связанные с однообразной позой. Как чрезмерно подвижным, так и малоактивным детям необходима помощь в соответствующей организации подвижных игр и упражнений со стороны взрослых, которые могут напомнить сюжеты игр, показать разнообразные действия с игрушками и по пособиям.

Во дворах нередко объединяются в играх дети разные по возрасту: и трехлетние, и семилетние, живущие в одном подъезде, часто встречающиеся по дороге в детский сад, вместе играющие с песком, снегом, участвующие в посильном труде и наблюдениях в природе. В таких объединениях более старшие ребята на основании собственного опыта знают правила многих игр, умеют их организовать, умеют использовать оборудование детской площадки, а за ними так пытаются делать малыши. Это обогащает всех детей: младшие перенимают игровой опыт старших, узнают правила игр, учатся их выполнять, усваивают правильные двигательные умения. Дети постарше привыкают заботится о младших, предостерегать их от опасных движений, овладевают умением доступно рассказать содержание игры, терпеливо повторить непонятное правило, распределить роли в соответствие с реальными возможностями участников, подобрать необходимое оборудование и игрушки.

Чаше всего дети играют в «магазин», «детский сад», «больницу», «стройку». В этих играх отражается уровень знаний ребят об окружающем мире, их интересы. Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в целях физической нагрузки, укрепления здоровья детей, логично связанными с содержанием игры: на пароход по доске-мостику, перед входом в детский сад подлезть под дугу или низко подвешенную верёвку, перешагнуть через палочку, спрыгнуть с земляного бугорка. Еще большие возможности активных движений в таких играх, как «Лётчики», «Моряки». в них детям предлагается самим придумать, как использовать бревно, скамейку, лесенку, бордюрный камень и пр. Особенно привлекательно для ребят подвижные игры с большой физ. и эмоциональной нагрузкой, с элементами соревнования (бег на перегонки, с ловлей и увертыванием, длительными прыжками и пр.). Такая деятельность детей должна находится под контролем взрослых. Следует помнить, что вызываемые в процессе  игры физ. напряжения не должны превышать реальных возможностей дошкольников, физ. нагрузка должна соответствовать возрасту и  состоянию здоровья ребёнка.

Разыгравшихся детей иногда трудно остановить. Требование взрослого, запрещающего после активных действий любую деятельность ребёнка («хватит бегать, садись!», «давай велосипед, иди немедленно домой»), часто вызывает негативную ответную реакцию. Ребёнок не подчиняется, капризничает, у него падает жизнерадостное настроение, еще недавно сопровождавшее его движение. Чтобы не наступило такое состояние,  родители должны следить за самочувствием играющего ребёнка, вовремя переключать его на другую, более спокойную деятельность, например, предложить рассмотреть ползающее насекомое, послушать пение птиц, сделать вместе с ним какую-либо игрушку из листка бумаги кораблик, стрелу, коробочку и т.п.

Однако не нужна и другая крайность — постоянное вмешательство в игровую деятельность ребят. Надо приучать их к самостоятельности, воспитывать  умение организовать совместные игры, договариваться о правилах, месте игры, знакомить детей с играми, в которых участвуют несколько ребят, причем действуют очень активно, выполняют какую-либо роль. Особенно привлекательны для старших дошкольников игры с элементами соревнования: «кто скорее добежит», «кто дальше бросит», «мяч капитану» и т.п.

У детей разного возраста пользуются успехом игры упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров. Старшие дошкольники, имеющие определённый  двигательный опыт, самостоятельно играют и организовывают соревнования, а малышам способы действий должны показать взрослые, первое время поиграть с ними.